Что такое деловые игры?
Деловые игры – современный способ для получения новых знаний и навыков, которые понадобятся в профессиональной деятельности.
Деловая игра служит своеобразным моделированием процессов и механизмов для принятия решений. В качестве вспомогательных элементов действуют организационная и математическая модели. Использование деловых игр в обучении развивает профессиональные навыки обучаемых и прививает социальные навыки для дальнейшей работы в коллективе.
А. А. Вербицкий считает, что деловая игра позволяет смоделировать предметное и социальное содержание выбранной профессии.
Деловая игра способствует решению таких задач, как:
• Развитие активности обучающихся
• Формирование умения анализировать информацию
• Активизация творческого и логического мышления
• Умение находить оптимальные способы решения проблемы
Деловые игры имеют чётко поставленный сценарий. Для них свойственны:
• Реалистичность рассматриваемых ситуаций
• Повторение поставленных задач
• Конфликтность и поиск скрытых резервов
Деловые игры пользуются популярностью в таких направлениях, как:
• Маркетинг
• Менеджмент
• Управление предприятием
• Логистика
Деловая игра – это коллективный метод обучения. Деловые игры позволяют участникам испытать себя в условиях, близких к реальности будущей профессии. Именно это и позволяет нарабатывать навыки, необходимые для эффективной работы.
История деловых игр
Деловые игры впервые начали использовать в XVII- XVIII. На тот момент их называли «военными» или «предпринимательскими» играми. Согласно литературным источникам, игры использовались, в основном, среди военных, и главной целью их проведения было оказание помощи новобранцам. Самым известным прототипом военных игр по праву считаются шахматы. Чуть позже, при военных действиях и сражениях, стали использоваться обычные карты, с помощью которых можно было зафиксировать передвижение вражеского войска и заранее предусмотреть все ходы.
Позже стали появляться более понятные для современного человека игры. Они включали в себя игровое пространство (доска, магазин), предметы игры, общие правила и концепцию. Популярностью пользовались и ролевые игры – за их основу бралась идея конфликта и сотрудничества, отражающую взаимодействия внутри общества.
Метод деловых игр был введён не для обучения новых сотрудников, а для подготовки к принятию управленческих решений. Г. П. Щедровицкий активно разрабатывал собственную концепцию деловых игр, с жёсткими регламентированными правилами и психологическим давлением на участников. За годы использования эффективность метода была доказана.
Крупнейшие российские предприятия использовали его для выявления комплексных проблем.
Отличительными особенностями «метода Щедровицкого» являлись:
• Представление организации как единого государства
• Ориентация на решение задач организации
• Оказание сильного психологического давления на участника в интересах организации
Особенную популярность деловые игры приобрели в период экономических реформ. «Игровой» подход использовался на заводах, фабриках, производственных предприятиях. В то же время деловые игры практиковались за рубежом и проводились в крупных корпорациях – исключительно для обучения молодых сотрудников.
На сегодняшний день существуют тысячи различных деловых игр. Все они делятся на категории:
1. Учебные
2. Исследовательские
3. Управленческие
4. Аттестационные
Область их применения не ограничена. Деловые игры используются в таких сферах, как:
• Экономика
• Педагогика
• Управление
• Психология
• Инженерия
• История
• География
Деловые игры имеют множество преимуществ в сравнении с традиционными методами обучения.
• Этот метод в несколько раз сокращает процесс обучения профессии
• Позволяет экспериментировать и выстраивать стратегию для решения проблем
• Полностью погружает участника в рабочий процесс и даёт возможность заранее адаптироваться к рабочим условиям
• Формирует наиболее точное представление о предстоящих задачах
Каждая игра имеет чёткий сценарий и поставленную проблему. Любая деловая игра разделена на логичные этапы, и в основе каждого лежит конкретная задача.
Этап 1. Выявление проблемы. Участники рассуждают, что мешает их компании развиваться.
Этап 2. Оптимизация. Участники объединяются с общей целью: найти решение проблемы.
Этап 3. Поиск ресурсов. Участники определяют, какие ресурсы помогут в исполнении поставленной цели.
Этап 4. Организационное проектирование. Как применить найденное решение в реальных условиях и улучшить работу организации?