Обзор
В Москве на базе ФРИИ прошла еще одна конференция в сфере IT-технологий, бизнеса и корпоративного управления под названием «Запуск пилотов со стартапами. Кейсы корпораций».
Мероприятие посетило более 200 участников, среди которых были представители самых больших корпораций и стартапов, а также эксперты ФРИИ. Важно заметить, что в рамках конференции обговаривались вопросы построения эффективного взаимодействия, наиболее интересные кейсы и проблемные аспекты, возникающие при «соприкосновении» стартапов и сферы бизнеса.
Учитывая современные тенденции развития бизнеса, внедрение стартапов имеет для них положительное значение. Так, качественный стартап поможет оптимизировать затратную часть, повысит экономию и позволит больше зарабатывать. Все это возможно в результате запуска новых опций и реализации потенциала новых продуктов (услуг). При этом, размер компании напрямую связан с «границами» стартапа и чем он крупнее, тем больший экономический эффект. Прибыль должна получать все та же компания.
Некоторые основатели портфельных компаний, таких как ФРИИ Pay-Z, Usedesk и Hot-WiFi, раскрыли некоторые секреты как построить отношения с корпорациями. Аркадий Альшан, сооснователь и генеральный директор Pay-Z, порекомендовал другим молодым предпринимателям набираться опыта, сотрудничая с менее крупными компаниями. Сергей Будяков, основатель Usedesk, отметил важность назначения в корпорации отдельного человека, ответственного за проект, планирования каждого этапа сотрудничества и постановки четких KPI. Директор по продукту Hot-WiFi Наджиб Муаббат посоветовал IT-предпринимателям сначала доказать ценность своего продукта рынку, который потом сам заставит корпорации приходить к стартапам за их решениями.
«Сегодня ритейл, как и другие отрасли экономики, рассматривают инновации в качестве способа выживания в конкурентной борьбе, расширения своего присутствия на рынке и повышения эффективности. X5 Retail Group при активном участии ФРИИ запустила ряд пилотных проектов со стартапами. Всего в компании ведутся тестирования с более чем 50 стартапами, шесть из них уже прошли на этап внедрения. При этом мы все еще отмечаем дефицит инновационных решений в таких направлениях, как HR и финансы, а также в логистике», – рассказал Вадим Капустин, директор по стратегии X5 Retail Group.
Участники панельной дискуссии заметили, что корпорации заинтересованны в привлечении стартапов. Также были замечены препятствия во время выстраивания отношений, как со стороны бизнеса, так и со стороны молодых IT-предпринимателей. В то время, когда предприниматели ожидают быстрой продажи, корпорации пытаются дать понять, что это просто нереально при такой работе, но при этом стараются создавать благоприятные условия для согласования проектов стартапов.
Большинство участников и спикеров конференции пришли к итоговому мнению, что корпорации не могут работать со стартапами на стадии идеи. Чтобы эффективно запустить пилот со стартапом, важно заранее просчитать его эффективность. Именно поэтому конечное решение о масштабировании проекта (на всю компанию) может быть принято за результатами оценки каждого конкретного пилотного проекта.
«Цель корпораций при работе со стартапами – это поиск технологий, которые позволяют заметно увеличить продажи или сократить расходы. ФРИИ вместе с корпоративными партнерами из практически всех секторов экономики запустили уже более 100 пилотных проектов, которые способствуют цифровой трансформации бизнеса и улучшению финансовых и операционных результатов компаний. Фонд ведет активную работу, направленную на то, чтобы научить корпорации и стартапы работать друг с другом и выстраивать взаимовыгодное сотрудничество. Она включает не только специальные программы, курсы, семинары и питч-сессии, но и подобные конференции», – отметил Евгений Борисов, директор по развитию ФРИИ.
Что интересно, сами представители корпораций уверены, что стартапы могут запускать пилотные проекты как с оплатой, так и без нее. Но такую точку зрения не поддерживают предприниматели технологического направления. Еще одна трудность для стартапов – бюрократические проволочки. Бизнес будет обязательно искать подстраховку и может предусмотреть необходимость подписания соглашения о неразглашении или т.п.