В столице общественности показали итоги исследования «Стартап Барометр 2018». Опрос более трех сотен IT-предпринимателей позволил сделать заключение об основных характеристиках стартапа, особенностях его развития и финансирования, а также продемонстрировал «слабые стороны» и барьеры, которые способны повлиять на его развитие.
Запустил проект хорошо известный венчурный инвестор Алексей Соловьев совместно с ФРИИ и компанией EY.
Как отметил руководитель Акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев, результаты исследования будут интересны не только инвесторам, но и обычным бизнесменам. Итоговые цифры – это своеобразный индикатор того, как на сегодняшний день слаживается культура в бизнес среде.
Кто такой «стартапер»?
Очень распространенный на сегодняшний день стереотип о том, что «стартаперами» являются неопытные молодые люди, недавно окончившие ВУЗы. Они имеют большое желание организовывать бизнес, но не совсем осведомлены каким путем это сделать.
В то же время «Стартап Барометр 2018» сломал упомянутый стереотип и показал, что среднестатистическому стартаперу (фаундеру) около 30-32 лет, у него уже есть опыт работы в бизнесе. Из всех опрошенных, 30% и вовсе заявили, что ранее являлись предпринимателями. Но само интересное, что 63% респондентов уже умели опыт провала.
Портрет же современного стартапера можно описать следующим образом: это 30-32-летний житель Москвы с высшим техническим образованием (без малого 50% опрошенных), бизнес начинал вместе с партнером (69% опрошенных). В предпринимательстве этот человек далеко не новичок и уже успел познать горечь провала, однако «набитые шишки» позволят ему быть гораздо сконцентрированным и сосредоточенным при работе над новым проектом.
Характеристики и специфика стартапов
Мнение инвесторов о современном стартапе в рамках исследования «Стартап Барометр 2018» говорит о следующем: при создании своего бизнеса заинтересованные лица пытаются освоить ниши, которые могут быть интересны для инвесторов, чтобы через время привлечь в эту сферу внешние средства для роста. В обязательном порядке просчитывается бизнес-модель и возможные «страхующие» варианты, для выхода.
Но с другой стороны, IT-предприниматели также отталкиваются от общей привлекательности идеи и во многом ориентированы на ее оригинальность. Существуют только две наиболее значимые «точки соприкосновения» интересов инвесторов и стартаперов – это сектора FinTech и SaaS.
О финансировании стартапов
Результаты опроса отечественных стартапов показали, что около 70% компаний созданы за счет собственных средств. Они не финансируются инвесторами и не являются «yenture backed». Что еще более интересно, в процессе развития бизнеса ситуация практически не меняется.
«Для меня как инвестора самым показательным во всем исследовании является тот факт, что российские стартапы в большинстве своем развиваются сами по себе, не привлекая внешние деньги.» – заявил инициатор опроса венчурный инвестор Алексей Соловьев.
Российские стартапы зная и понимая экономическую ситуацию осознано не хотят отдавать свою долю инвестору, хотя это выглядит как непонимание разницы между хорошим и инвестиционно привлекательным проектом, благодаря некоторым критериям, которым нужно соответствовать чтобы инвестор обратил внимание. Стартапы считают свой продукт уникальным и не стараются выйти на высокий рейтинг Российского рынка. Из-за этого они застревают на выручке 2-5 млн. в год и не обращают внимание на конкурентов и их крупный бизнес.
В России планируется построение цифровой экономики, что даст импульс для развития отрасли за счет привлеения новых участников и финансовых ресурсов.
Инвестиционный портрет российского стартапа
По опросу стартап основан без привлечения внешних средств, находится так сказать на стадии посева, поднял первый и пока единственный раунд. Действующего инвестора нашли по рекомендации знакомых, это непрофильный инвестор, который вложил в стартап не более $300 000, получив за это более половины акций компании. В течении полугода проект собирается поднимать новый раунд. 41% опрошенных не имеют никаких претензий или пожеланий к действующим инвесторам, они всем довольны. Самой серьезной проблемой, препятствующая росту бизнеса, предприниматели назвали нехватку денег.