Общение со средствами массовой информации и влияние на них многие считают основным инструментом PR. Есть два способа «общения» за деньги и бесплатно. Хороший релайтер (пиарщик) всегда должен знать, какой из предлагаемых им материалов будет взят прессой на платной основе, а какой можно разместить даром.
Так все материалы коммерческих предприятий, посвященные непосредственно их прямой деятельности и их собственным поводам, вроде дней рождений фирмы, выпуска нового товара, открытия новой торговой точки и прочего, размещаются в СМИ только на платной основе. Релайтер заключает договора с несколькими средствами массовой информации, так как на постоянной основе работать дешевле. Так СМИ предоставляют по договорам скидки на размещение, есть возможность «выторговать» при условии платного размещения, например, пяти материалов в месяц, еще три брать бесплатно. При заключении договора нужно всегда отдельно прописывать, что тема каждого платного материала будет оговариваться отдельно. Это важно, иначе представители прессы будут требовать с вас денег даже за материалы с тех мероприятий, которые они могут давать бесплатно. Если пресс-холдинг владеет несколькими носителями, среди них есть Интернет-портал, можно договориться о размещении всех ваших релизов в Интернете бесплатно, при условии предоставления нескольких материалов уже за деньги в иных источниках – газете или телеканале. Пусть расценки СМИ всегда дороги, но можно найти для себя несколько приятных скидок или бонусов.
Если мероприятие, устраиваемое вашей компанией, имеет некое общественное значение или посвящено обще-социальной теме, СМИ могут посетить его и написать о нем бесплатно. Так можно устроить конференцию по проблемам отрасли, где работает ваша фирма. Приглашаются представители властей и крупных компаний местного рынка. Спокойно можно рассылать релизы и приглашения в редакции не ожидая требований об оплате. Вообще, мероприятия с участием представителей власти всегда выгодны для вашего бюджета. В принципе, на обычную пресс-конференцию по общественно-важному поводу СМИ тоже приезжает бесплатно. Так вы можете громко заявить о решении какой-то важной и давней проблемы силами своего союза профессионалов, то есть силами вашей фирмы. И конечно, любое непустое заявление, соответствующее повестке дня будет взято прессой бесплатно. Пусть и не всеми редакциями. Речь идет об отклике на какие-то важные политические или экономические события масштаба страны. Так, например, в первые месяцы Украинской проблемы актуальна была тема беженцев. Заявление фирмы – кадрового агентства, что она готова заняться трудоустройством украинских братьев в вашем городе, легко и быстро разошлось бы в СМИ.