В сфере российской интернет-торговли наблюдается положительная динамика. Этому способствует распространение технологии широкополосного доступа к глобальной сети. Популярность электронной коммерции среди предпринимателей связана с низкими затратами на содержание торговой точки по сравнению с традиционными стационарными площадками. Онлайн-ресурс позволяет сэкономить на аренде недвижимости, расходах на содержание персонала, оплату труда.
Преимущества продаж через интернет привлекают к отрасли крупных сетевых игроков и мелких продавцов, занимающихся реализацией небольших объемов продукции. В настоящий момент интернет-магазин постепенно превращается в популярный вариант развития бизнеса. Сегодня трудно представить успешную компанию без сайта и фирменной онлайн-стратегии, не использующую этот важный и привлекательный канал сбыта.
Электронная коммерция (e-commerce) охватывает самые разные виды деятельности: реализация товаров, рынок услуг, обмена информацией, создания контента. К сфере онлайн-бизнеса относятся торговые и финансовые структуры:
- интернет-биржи;
- онлайн-аукционы;
- платежные системы;
- интернет-магазины.
Преимущества электронной коммерции:
- Возможность ведения бизнеса в глобальных масштабах, не ограниченных географией региона.
- Шанс наладить долгосрочные контакты с целевой аудиторией.
- Возможность анализа потребностей покупателей.
- Перспектива построения системы быстрого реагирования на запросы целевой аудитории.
- Шанс снизить цены за счет уменьшения затрат на содержание торгового объекта.
Действующие стандарты на рынке интернет-торговли
Неоднократно участники отрасли пытались привести востребованное в России направление в цивилизованный вид. Для этого создавались Ассоциации участников интернет-торговли, такие как АРИМ, НАДТ, НАУЭТ и другие подобные организации. Они были ориентированы на развитие бизнеса, обеспечение гарантированного качества сделок в сети, подразумевали систему оповещения клиентов о надежности сайта. Одной из основных причин провала инновационных проектов стал недостаток ресурсов для реализации идей.
Сегодня есть одна организация подобного рода — Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), которой удалось удержаться на плаву и даже привлечь солидных участников на свою сторону. Предприятие было официально анонсировано в 2012 году. В него вошли 15 крупных торговых площадок: «М. Видео», «Связной», «Эльдорадо», Wikimart, eBay, Enter и т. д.
Участники проекта планировали разработку стандартов для электронной коммерции, которые могли бы помочь «Яндексу» фиксировать репутацию торговых площадок, оценивая их надежность. Назначенные мероприятия завершились в 2013 году. С этого момента в организации стали действовать стандарты качества. Сегодня, чтобы коммерческий интернет-проект получил высокую оценку, о которой будет сообщать аудитории знак качества АКИТ, она должна пройти проверку на юридическое соответствие законодательству РФ и другим базовым нормам.
Особенности рынка
На успешность отрасли и рентабельность проектов оказывают влияние глобальные факторы и региональные нюансы:
- доходы населения;
- уровень инфляции;
- занятость населения;
- состояние промышленного производства;
- запросы потребителей
- популярность ИТ у населения;
- стоимость доставки грузов и т. д.
Через интернет чаще всего реализуют книги, электронику, мебель, программное обеспечение.
Успешные площадки России: «Л’Этуаль», «Связной», «Сотмаркет», Yves Rocher, Lamoda, Quelle, Ozon.
Решающее значение для участников интернет-торговли имеет построение системы общения с потребителями через обратную связь. Важно, насколько быстро и хорошо продавец способен реагировать на недовольство покупателей, в каком тоне с клиентами общаются сотрудники площадки, качество информирования посетителей ресурса об особенностях товаров и услуг. Из этих факторов складывается репутация онлайн-проекта, которая имеет влияние на его успех.
Значение имеет качественный анализ рынка, умение прогнозировать его развитие и вовремя реагировать на запросы пользователей. Немалую роль играет конкурентоспособность проекта. Количество игроков на рынке растет даже по узким направлениям и бизнесменам приходится с этим считаться.
В 2015 году эксперты ожидают развития крупных торговых проектов и сокращения численности мелких бутиков. Ниш, которые можно занять сегодня, пока достаточно много. Полностью закрытой можно назвать, наверное, только сферу торговли авиабилетами. Здесь несколько крупных игроков, берут настолько низкую маржу, что внедриться в сектор новичку будет сложно. И все же свободные зоны для предпринимателей есть. Выявить благоприятные точки для развития поможет качественный бизнес-план по отдельному направлению рынка.