Человечество на протяжении всей своей истории играло и играет в игры, ведь это всегда интересно, увлекательно. Основную часть времени любого ребенка занимают игровые процессы, где он, используя фантазию и творчество, эффективно познает мир и развивается, получая при этом массу удовольствия. Именно поэтому передовые педагогические технологии предполагают вовлечение детей в игру, где они, примеряя на себя роль ученого, сами проводят исследования жизни и получают результат.
В игре дети учатся слушать и слышать, соблюдать правила и разные знания, умения и навыки, необходимые и полезные для жизни в обществе. Один из самых известных психологов ХХ века Эрик Бёрн в своей книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» вообще предполагал механику игр как базис психологии человеческих взаимоотношений.
Игровой подход в обучении и воспитании детей имеет ряд несомненных преимуществ. Игра вызывает живой, неподдельный интерес , а, значит, решается вопрос мотивации к продолжению обучения, развивается творческое абстрактное мышление, умение выделять суть, видеть причину и прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации и многое другое.
Кстати, все это справедливо и для развития взрослых людей. Издавна для этих целей использовались стратегические игры. Самые древние, дошедшие до нас: манкела, сенет, ур, чатуранга, известная ныне как шахматы. В первую очередь такими играми интересовались правители, жрецы, ученые, военачальники и прочие представители наиболее развитых социальных сословий, и не случайно: игровой процесс предполагает оттачивание участником определенных навыков и раскрытия необходимых для победы талантов. Так, играя, сильные мира сего развивали свои способности.
Судя по всему, за играми стоит нечто большее, чем просто интересное времяпрепровождение. Игровые технологии сейчас набирают все большую популярность, причем, как в сфере образования (например, онлайн-сервис для изучения английского языка Lingualeo), так и в бизнесе: симуляция бизнес-моделей; игры для отработки технологии продаж, переговоров; мотивирующие игры, игрофикация стратегических сессий, «мозговые штурмы», игры на командообразование, диагностика и развитие персонала, бизнеса и многое другое.
Наверное, не случайно, Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково» в 2014 году, представляя «Атлас новых профессий», прогнозируют появление в ближайшем будущем таких профессий как «Игромастер» и «Игропедагог». Может быть, будущее уже наступило?
Василий Востриков и Елена Михеева