Обзор
В Северной столице состоялась юбилейная десятая Интернет-конференция СПИК 2015, которая запомнится многим прекрасными выступлениями на актуальные темы, большим количеством новых экспериментальных решений. Информационная поддержка была оказана РОЦИТ.
Общее число участников превысило две тысячи человек. Два дня шла работа одновременно в пяти различных потоках. Параллельно проходила выставка интересных решений от IT-компаний, которая стала частью мероприятия. Конкурсы, экспресс-тесты, розыгрыши, опросы — все это также входило в программу СПИК 2015.
Открытие конференции было доверенно Алексею Довжикову и Сергею Плуготаренко, которые являются директорами TRINET и РАЭК соответственно.
Сергей Плуготаренко сразу отметил, что СПИК является очень значимым мероприятиям для Рунета. Он отметил, что за двадцать лет российский интернет стал полноценной и очень важной частью экономики. Плуготаренко выразил надежду, что далее будет вестись взаимное сотрудничество со многими другими отраслями, а также пожелал участникам продуктивной работы.
Главнй аналитик РАЭК Карен Казарян поведал всем присутствующим основные цифры Рунета и прочие интересные факты. Результаты его анализа таковы: темпы роста Интернет-аудитории остались положительными и равными показателям 2013 года (7,4%); 52% пользуются Всемирной паутиной ежедневно; 28% юзеров — жители сел и небольших городов; общее количество пользователей — 73,8 миллиона.
Конференция в Санкт-Петербурге СПИК-2015 выпустила много интересной статистики. Касаемо аудитории мобильного интернета, то здесь также наблюдается позитивная динамика, в сеть с мобильных девайсов выходит порядка 9% от всех пользователей. Объем мобильного трафика возрос в полтора раза.
Среднее время, которое пользователи проводят в сети — 126 минут/день, с мобильных устройств — 86 минут/день. Среднестатистический юзер тратит свое время следующим образом? 26% — соцсети, 12% — просмотр видео, 7% — ознакомление с почтой, 3% — новости.
Самый большой прирост наблюдался у аудитории Smart TV (41%), что позволило числу используемых устройств перевалить за 7 миллионов. По результатам исследования «Экономика Рунета», объем сегмента контента и сервиса был оценен в 1 триллион рублей, а объем рынок, зависящих от Интернета — в 7 триллионов рублей. В медийном сегменте было замечено падение в 5%, хотя экспертами ранее был спрогнозирован рост на 7%.
Не смотря на сложные времена, уверенные рост продемонстрировал рынок SMM-услуг (4,8 миллиарда рублей) и рынок видеорекламы (7,3 миллиарда рублей) . Прогнозированный кризисный сценарий наблюдается на рынке электронной коммерции, однако рост был продемонстрирован и здесь. До 2018 года ожидается среднегодовой рост порядка 8-10%.
Экспериментальная секция РОЦИТ под названием «Digital Nation, или К чему приведет цифровая безграмотность» продолжила день. Она особо заинтересовала слушателей, которые также участвовали в дискуссиях. Здесь можно было увидеть представителей многих общественных организация и бизнесменов, как опытных пользователей Интернета, так и не очень. Тема цифрового гражданства была особо остро поставлена именно в этой секции.
Директор РОЦИТ Сергей Гребенников перечислил компоненты цифрового гражданства: умение вести обмен информацией в онлайн режиме, использование электронных технологий и сервисов электронной коммерции, цифровая грамотность и этикет, цифровая безопасность и здоровье. Он также отметил роль РОЦИТ, которая представляет всех пользователей Интернета. Гребенников рассказал, что поставлена цель создать максимально цивилизованное гражданское общество в российском сегменте Интернета. Кроме того, организация выступит инициатором для создания нормативно-правовой базы, которая будет регулировать сферу ИКТ и защищать интересы всего сообщества.
Более подробно, с цифрами о цифровом гражданстве поведала представитель ФОМ Светлана Борисова. Так вот, уровень осведомленности в небольших городах о современных наработках в онлайн-госуслугах и наличие опыта в использовании этих услуг практически одинаков с соответствующими показателями в мегаполисах. Частично был затронут вопрос цифровой безопасности. Тему безопасности в сети продолжила Мария Питерская от имени Airee.ru. Она поведала о многих опасностях, на которые есть риск наткнуться в Интернете неопытному пользователю (спам, фишинг, зараженные ссылки).
Андрея Рябых, являющийся экспертом в сфере создания и монетизации проектов в Интернете, информировал присутствующих о структурировании потоков в сети, которые ежедневно встречает каждый человек. Закрывал секцию со своим докладом Мурат Шакиров, преподаватель Санкт-Петербургской школы телевидения. Он проанализировал современную систему образования в России и за рубежом, касающуюся конкретно информационных познаний. В этом ему помог опыт обучения в британском университете. Шакиров, подводя итоги, отметил, что российскому образования еще есть куда стремиться. Один из вариантов развития — это повышение статуса преподавателя. Также отечественные ВУЗы, по его мнению, должны более активно сотрудничать между собой.
Опрос, проходивший в интерактивном режиме (был помещен на стенде РОЦИТ), включал в себя вопросы о цифровой грамотности и цифровом гражданстве. На вопрос о том, начнут ли люди вести свое дело в случае, если государство введет льготы для бизнеса, связанного с цифровой грамотностью и просвещением пользователей, приняли участие пару сотен гостей конференции СПИК. Результат опрос следующей: чуть больше половины согласны просвещать неопытных юзеров в случае поддержки государства, 30% согласны вести просветительскую деятельность и без дополнительных льгот, 20% отказались от этой идеи.