Опыт западных предпринимателей, сумевших создать высокодоходный бизнес без первоначального капитала, все чаще вдохновляет современных начинающих бизнесменов к созданию стартап-проектов. Следует признать, что в отечественных реалиях особенности развития стартапа, как и любого бизнеса, существенно отличается от зарубежной практики. Вместе с тем существуют общие правила успешной работы бизнеса с нуля, которые актуальны в условиях любого рынка. Рассмотрим их более детально:
1. Не стоит изобретать велосипед
Общее мнение профессионалов сводится к тому, что планируя стартап, не нужно придумывать революционную идею, некое ноу-хау, для своего бизнеса. Гораздо разумнее выбрать уже проработанный сегмент рынка и занять на нем собственную нишу, которая будет понятна и востребована потребителем. К примеру, если это программное обеспечение – то с новыми, упрощающими работу функциями, если издание – то с авторским подходом к подаче информации, и т. д.
2. Разработайте бизнес-план
Даже если речь идет о малом бизнесе, трудно переоценить значение правильно разработанного бизнес-плана. Во-первых, это зафиксированная на бумаге общая концепция вашего бизнеса, которая выступает ориентиром и выполняет стратегическую функцию. Во-вторых, в любой момент могут появиться инвесторы, которых заинтересует ваш проект и которые заходят ознакомиться с его документацией, в первую очередь, с бизнес-планом.
3. Рассказывайте о себе и своих преимуществах
Сегодня социальные сети – незаменимое благо для малого бизнеса, в том числе, стартапа. Разместив информацию о себе в социальных сетях, вы сможете обеспечить дополнительную узнаваемость вашему бренду, наладить систему заказов, а также протестировать продукт с помощью отзывов потребителей. Зачастую мнение производителя и потребителя о продукте в чем-то не совпадают. Будьте готовы, что покупатель может воспринимать продукт, не совсем так, как вы его первоначально преподнесли, а со своей точки зрения. Это не повод отчаиваться. Наоборот, прислушайтесь к клиенту, учтите его мнение и пожелания, а затем скорректируйте ваш продукт, сделав его идеальным для потребителя.
4. Делитесь информацией
Как показывает практика, наиболее эффективный способ поиска нужной информации и рекомендаций для стартапа – это общение внутри бизнес-среды. Обмен опытом с конкурентами не только предоставит вам новые знания, но и подогреет дух соперничества, повысит мотивацию к работе. Разумеется, свежий взгляд на проект никогда не помешает, однако в современных реалиях, лучше не стоит раскрывать все карты.
5. Создайте идеальную команду
Говоря о самом главном – человеческом ресурсе, помните, что только в руках настоящих профессионалов проект будет давать свои результаты. Не стоит принимать в команду родственников, друзей и желающих просто заработать деньги. Ваша команда должна состоять из тех, кому интересен проект, кто хорошо разбирается в его особенностях и готов работать на результат.
Начиная бизнес с нуля, важно помнить, что проект стартапа должен быть грамотно подготовленным, работоспособным в отечественных реалиях и, конечно, доходным. При этом не стоит забывать, что деньги – это вовсе не единственная цель бизнеса, а лишь следствие и мера измерения его эффективности.