Авторам интересных проектов финансисты готовы простить многое, но есть и ошибки, способные полностью разочаровать потенциальных инвесторов еще на стадии презентации идеи, и таким образом, свести на нет все возможности привлечения капитала, необходимого для развития стартапа. Итак, какие же промахи могут стать роковыми?
Опоздание
«Время — деньги!» — одно из основных правил бизнеса. Опаздывая, вы не только подводите человека, согласившегося обсудить с вами возможность дальнейшего партнерства, но и добавляете негативные черты к своему образу: необязательным людям давать деньги в долг не любят даже друзья, а что тут говорить о деловом сотрудничестве. Опаздывая, вы также бросаете тень не только на себя, как на партнера, но и в целом снижаете шансы на позитивное восприятие проекта: раздраженный ожиданием инвестор будет более тщательно искать недостатки, чем отмечать представленные вами достоинства.
Мелкие хитрости
Многие предприниматели, желая привлечь дополнительный капитал, готовы идти на всевозможные уловки. Инвесторы отмечают, что нередко после первой, в общем-то удачной встречи, при детальном рассмотрении проекта открываются некоторые нюансы, которые либо ранее вообще не обсуждались, либо подавались совершенно в другом свете. На прямые вопросы автор идеи или отвечает уклончиво, или приводит объяснения, которые полностью противоречат представлению, сложившемуся у инвестора на первой встрече. Нередко, коммерсант говорит то, что ему кажется хочет услышать инвестор. Такое поведение плохо характеризует автора проекта, свидетельствует о его нечеткой позиции, неуверенности, склонности ко лжи, а с ненадежными партнерами никто не хочет иметь дело.
Презентация при помощи посредника
Если на презентацию приходит не автор идеи, а посредник — это также может насторожить инвестора. Неужели человек, создавший проект и мечтающий о его развитии, не может рассказать о нем лично? Каковы причины: отсутствие лидерских данных, креативности, дерзости? А может быть причины и более серьезные, и авторство на самом деле принадлежит другому разработчику и в дальнейшем может быть оспорено? Не удивительно, что уже сами эти вопросы встают на пути принятия благоприятного решения.
Скучная презентация, отсутствие конкретики
Неинтересный, долгий и утомительный рассказ о проекте вряд ли вызовет у инвестора желание в нем участвовать. Необходимо сконцентрироваться на главном, специалисты рекомендуют уделить внимание описанию продукта, его главным характеристикам, рассказать на кого он ориентирован, и на какую прибыль вы рассчитываете в ближайшей и долгосрочной перспективе. Неуместно на презентации и использование всех доступных вам интерактивных технологий: для поверхностного ознакомления достаточно 10-15 слайдов и краткого, но четкого и интересного рассказа.
Отсутствие собственного мнения
Предприниматели, желая понравится инвестору, иногда готовы согласиться на все, даже включая абсолютно неуместные предложения. Отсутствие собственной позиции формирует об авторе стартапа представление, как о слабом человеке, что в бизнесе не прощается.
Намерения автора стартапа в скором времени продать свой бизнес
Несмотря на то, что смена собственников компании — это нормальная практика, на инвестора, планирующего продолжительное сотрудничество, любые разговоры о продаже бизнеса действуют расхолаживающе. Подобные планы воспринимаются, как нежелание много работать, и за ними просматривается цель побыстрее «снять сливки» и отойти в сторону, что может кардинально расходиться с желаниями инвестора.